Сайт ясельной группы: «Цыплята»
Консультация для воспитателей и родителей по ознакомлению детей с функционированием человеческого организма
20 февраля [вт]
Одной из главных стратегических задач дошкольного воспитания является укрепление и сохранение здоровья. Педагоги должны формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с окружающим миром и с собой. Необходимо помнить, что ребёнок, изучая особенности своего организма, самого себя, готовится к тому, чтобы формировать своё здоровье, осуществлять активную игровую деятельность. Совместно с воспитателем и родители должны помогать, использовать ребёнку те умения и знания, которые он получил в обыденной жизни. Для этого воспитателю необходимо постоянно держать родителей в курсе, того, что дети изучают. Проблема воспитания, развития и оздоровления детей, целенаправленная, систематически спланированная работа семьи и детского сада на длительное время. Учитывая это, я предлагаю систему по формированию здорового образа жизни у детей, которая включает в себя три этапа. Обучение выстроено по годам. Каждый год обучения включает в себя определенный минимум умений, знаний, навыков по трем модулям: тело, организм, здоровье. Первый этап будет включать в себя знакомство детей с особенностями человеческого тела. В народном фольклоре можно найти много потешек, игр – забав, песенок, частушек, которые знакомят малышей с собственным телом. Глазки, пальчики, ручки, ножки все они встречаются в народном фольклоре. Кто не знает «водичка-водичка, умой мое личико...», «ладушки-ладушки», « Катя маленька, Катенька удаленька. Пройди по дороженьке; топни, Катя, ноженькой» и многое другое. Народ мудро выстроил программу, которая знакомит малыша со своим телом, которая появляется очень рано. Ещё ничего не осознавая, ребёнок начинает любить себя, начинает сравнивать себя с другими, ощущать свои физические возможности, с радостью находить сходства и различия. Вот здесь и можно почерпнуть первые методические советы – знакомить детей с организмом, со своим телом, особенно когда они маленькие, следует, играя, непринужденно, эмоционально. Нам нужно действовать по формуле: сначала ребёнку нужно помочь осознать, зачем ему это делать, и только потом в увлекательной форме приучать эти действия выполнять ежедневно. Детей в возрасте трёх лет можно знакомить с органами чувств и различными частями тела. Главная задача в этом возрасте: привитие навыков гигиены: чистить зубы, умываться, одеваться в соответствии с погодой и причесываться. В среднем дошкольном возрасте детей знакомят с функциональным назначением чувств и своих органов тела, можно рассказать, как защитить их от повреждений. Чтобы глаза не уставали – делать гимнастику, чтобы руки не замерзали надевать варежки. Дети обучаются технике безопасного поведения дома и на прогулке, что предотвращает простуды ребёнка и травматизм. Детям постарше, чтобы лучше изучить своё тело, можно предложить подойти к зеркалу и рассмотреть своего соседа и себя. Также можно предложить детям около зеркала изобразить, как, по их мнению, должен выглядеть больной и здоровый человек. Затем вместе с детьми проанализировать их внешний вид. И, чтоб дети самостоятельно сделали вывод о том, что у здорового человека всегда хорошее настроение, он часто улыбается, опрятно причесан и одет. Исследовательская деятельность при ознакомлении детей с человеческим организмом хорошо себя зарекомендовала. Для этого можно сделать подбор экспериментов и опытов, которые помогают определить вкусовые зоны языка, подвести детей к пониманию причин возникновения звуков речи. Раскрыв возможности человеческого организма, сформировав у детей представление о человеке, как о части природы переходим ко второму этапу. Второй этап включает в себя представление о том, как устроено тело человека, об основных органах чувств, сформировать навыки ухода за ним. Показать ребёнку, что части его тела – это его помощники, что они умеют делать, для чего они нужны. У каждого из нас есть голова – она может смотреть, думать, слушать, пробовать на вкус, нюхать. Делает это она не сама, а с помощью своих помощников органов, которые находятся на голове – это рот, уши, нос, глаза. Ещё на голове находятся волосы, у одних они похожи на грязные сосульки, а других они украшают. Голова может запрокидываться назад, поворачиваться в разные стороны. Но этого она бы делать не смогла, если бы не её помощница – шея. Знакомить с назначением и строением органов чувств, с функционированием систем организма и отдельных органов. Вначале лучше провести ознакомление с органами чувств. Дети легче воспринимают этот материал, на примере опытов и экспериментирования. Они могут увидеть и проверить функции органов чувств. Например: после знакомства с органами чувств, детям можно предложить понюхать различные запахи. Затем закрыв носик, спросить у детей, что они чувствуют. И подвести детей к выводу, что благодаря носику мы ощущаем различные запахи. Затем знакомим детей с внутренним строением. Детям можно предложить потрогать спину и живот. Они замечают, что спина тверже живота, и им нужно объяснить, что внутри человека находятся кости, которые придают нашему телу форму. Сразу же можно затронуть тему осанки. Рассказать, почему очень важна правильная осанка. Объяснить, что, когда у человека правильная осанка он выглядит красивее и здоровее тех, кто сутулится. Можно предложить детям понаблюдать за людьми, которых он встречает, идя по дороге в садик, и сам скажет, у кого осанка красивая, а у кого нет. Это подтолкнет следить ребёнка за своей осанкой. Знакомя детей с внутренними органами, останавливайтесь на тех, работу которых ребёнок может ощутить: пищеварительная система, сердце, легкие. Например: говоря о легких, знакомить можно при помощи сказки о Носе, который любил загорать, купаться, дышать свежим воздухом, но боялся всех мелких и острых предметов. Так ребёнку будет легче научиться дыхательной гимнастике, запомнить правила гигиены. Говоря о сердце необходимо научить ребёнка обращать внимание на свой пульс после бега и сна. Работу сердца можно сравнить с работой моторчика, насосом, который толкает кровь по специальным каналам. Покажите вены на шее, руках и ногах. Тут же сразу можно объяснить детям, как нужно оказать первую помощь при кровотечениях. Игра в больницу очень понравится детям. Говоря о пищеварении, нужно обратить внимание на вредную и полезную пищу. Рассказать детям, почему чипсы вредны, а картофель полезен. Можно поиграть в игры «Полезное - вредное», « Съедобное – несъедобное». Придумать и рассказать сказку о зубах, которые любят творог и чистоту, и всё измельчают. А также об их враге – Кариесе, который посылает микробов, которые питаются остатками пищи, застрявшей в зубах. Послушав такую сказку, дети будут с большим удовольствием полоскать рот и чистить зубы. Можно провести игровой тренинг, чтобы подвести детей к пониманию роли разных частей тела в организме. Можно использовать схемы, для обучения детей правильной чистке зубов и разных видов гимнастик: гимнастике пробуждения, пальчиковой, артикуляционной. Учить выполнять игровой самомассаж и массаж. Стихотворные тексты и игровая форма помогали быстро запомнить упражнения. На третьем этапе формируются представления детей о факторах, которые влияют на здоровье человека, закрепляются знания о здоровом образе жизни. Организую работу на данном этапе, нужно показать, что здоровый человек, должен соблюдать режим дня, закалять свой организм, много гулять и, конечно же, ухаживать за своим телом. Беседуя с детьми, нужно обращать внимание на то, что следует заботиться не только о своём здоровье, но и о здоровье других людей. Например, когда кашляешь или чихаешь, нужно прикрывать нос и рот платком. Рассказывая о болезнях, учить детей считаться с плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью с недомоганием. Такие беседы помогают воспитанию сопереживания, желания помочь, гуманного отношения к людям. А также задуматься о необходимости беречь себя. На данном этапе детям нужно понять, что здоровье – это огромнейшая ценность и относиться к нему надо разумно, с вниманием и уважением. Результаты, которые должны быть получены после ознакомлению детей с функционированием человеческого организма. Дети среднего возраста должны знать: -органы чувств ( язык, нос, глаза, уши); -части тела (ноги, руки, пальцы, спина, голова, живот, стопа). Уметь объяснять: -зачем нужны зубы и рот; -зачем нужны части тела и органы чувств. Должны уметь: -выполнять пальчиковую гимнастику, оздоровительные упражнения; -следить за чистотой своего тела. Дети старшего возраста должны знать: -название органов чувств; -что каждый не похож на других людей. Устанавливать связи: -между возможными заболеваниями и отношением к своему организму; -между органом чувств и выполняемой функцией. Уметь: -следить за осанкой; -обслуживать себя; -пользоваться приемами самомассажа. Подготовительный к школе возраст: Должны знать: -правила охраны органов чувств и уход за ними; -некоторые особенности функционирования организма; -название некоторых внутренних органов ( легкие, пищеварение, легкие). Уметь: -владеть способами оказания элементарной помощи; -самостоятельно содержать в чистоте свое тело. Освоить: -гимнастику. Вывод: таким образом, в результате работы о способах укрепления своего здоровья и по формированию у детей своего здоровья можно сделать следующие выводы, что усвоение ребёнком знаний о человеческом организме способствует формированию ценностного отношения к своему здоровью и лучшему самопознанию, умение применять разное нетрадиционное оборудование с целью укреплению собственного организма. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.