Сайт второй младшей группы: «Зайчата»
Консультация для родителей по теме 3-ей недели января : « Неделя творчества»
15 января [пн]
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Все дети талантливы и способны от природы. Они по натуре своей любознательны и полны желания учиться. Нужно только умное руководство со стороны со стороны взрослых, чтобы папы, мамы, бабушки и дедушки помогли раскрыться и развиться этим способностям и талантам. К сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития. С чего же начать? Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески. Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии. Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений - поддерживайте его творческую инициатив. Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости. Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». По мнению известно психолога К.Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса. Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время! Обучение должно быть победным! Особую роль в этом играют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащихся и вселяющие в них уверенность в свои силы. «Хорошо!», «Молодец». Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка. Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то: Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью". Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным). Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие. Советы по организации творческой работы детей дома 1. При обсуждении творческого задания с ребенком занимайте позицию • равного: «Интересно, а что ты об этом думаешь?» • ниже: «Твое решение несомненно лучше моего», «Ты лучше меня знаешь как выполнить это задание». 2. Проявляйте искренний интерес к решению ребенка, даже если не считаете его заслуживающим вашего внимания, нелепым или глупым: «Мне нравится твоя работа, потому что … (назвать ребенку не менее пяти признаков)». 3. Если уровень выполненного задания не удовлетворяет ребенка, постарайтесь при беседе с ним показать возможности дальнейшего роста: «Да, сегодня твое решение может быть и не самое лучшее, что можно предложить в такой трудной ситуации, но только потому, что способ решения не совсем учен. Зато в твоей работе … (указать достоинства решения и похвалить самого ребенка)». 4. Оценивая выполненную работу своего ребенка, покажите ее достоинства и недостатки: «Это хорошо, потому что…, это плохо, потому что …». Даже неудачный ответ может принести пользу – показать направление дальнейшего развития. 5. По возможности, оказывайте помощь вашему ребенку при оформлении решений. Это надо знать родителям:
Советы по повышению эффективности развивающих занятий с детьми:
Прежде всего, выберите и подготовьте специальное место для работы, где ребенку и вам никто не будет мешать. Это должен быть именно учебный уголок, создающий у малыша рабочую атмосферу и настроение, где каждый предмет напоминает ребенку о его успехах в учебе. Это поможет ему настроиться на работу.
2. Занятия должны быть регулярными. Это очень важное условие: занятия должны проводиться систематически и быть не слишком продолжительными. Наилучший результат принесут ежедневные занятия длительностью не более 30 минут. Такое расписание не слишком обременительно для ребенка и в то же время позволяет сделать занятия по-настоящему результативными. В любом случае занятия должны проводиться не менее 3-х раз в неделю. 3. Планируйте занятия заранее. Для того чтобы занятия были наиболее эффективными, необходимо заранее планировать, над чем именно вы будете работать. Подберите упражнения, которые понадобятся вам для работы. Методики, приведенные в разделе "Диагностика", помогут вам определить, какие психические функции вашего ребенка развиты хуже остальных и нуждаются в развитии в первую очередь. Свидетельством того, что ваши занятия с ребенком не бесполезны, будет служить улучшение качества и скорости выполнения малышом упражнений.
4. Поддерживайте своего ребенка в достижении цели. Многие дети, уже имеющие неудачный опыт обучения, находятся под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку и ослабить его страх перед неудачами, придерживайтесь следующих правил:
5. Найдите правильный подход к обучению своего ребенка. Все дети разные, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Одному ребенку нужны многократные подробные объяснения, второй все схватывает на лету, а третьему для понимания необходимо каждое правило применить на практике. Постарайтесь понять, что нужно вашему ребенку, и, отталкиваясь от этого, стройте ваши занятия. Это значительно облегчит процесс обучения и сделает ваши уроки не только полезными, но и приятными.
6. Формируйте у ребенка желание учиться. Лучший способ для этого - похвала, положительная оценка. Важно, чтобы эта оценка была наглядной. Придумайте вместе с ребенком забавные символы, которыми вы будете оценивать работу: это может быть смешная рожица: улыбающаяся, если задание выполнено хорошо, и плачущая, если ребенок не справился с заданием. Заведите тетрадь, в которой ребенок будет выполнять письменные задания. Старайтесь, чтобы ребенок ставил собственную оценку каждому выполненному им заданию, учите его критично относиться к собственной работе, напоминая ему о его ошибках.
7. Будьте готовы обратиться за помощью к специалистам. Только специалист (детский психолог, педагог) может провести комплексную диагностику развития всех психических функций ребенка и на основе этого составить программу занятий. Кроме того, при составлении плана занятий и подбора развивающих методик необходимо обязательно учитывать тип личности и индивидуальные особенности природной организации нервной деятельности ребенка. Знание этих особенностей позволит включить в занятия специальные коррекционные методики, что значительно увеличит эффективность обучения. Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка. Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то: Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью". Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным). Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие. Задания для развития творческого мышления
К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:
Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? Что написано в газете про верблюдов? Почему, читая газету, ты сутулишься, как верблюд? Постарайся, чтобы вопросы были необычными или смешными. Поставь напротив каждой пары количество придуманных вопросов. Банка – река Ножницы – дорога Линейка – книга Огонь – раковина Карандаш – замок Шляпа – мост Солома – телевизор Утюг - трамвай Задания на установление причин событий. Игра «Почему это произошло?» Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций: Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы. Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами. Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга. Подойдя к дому, можно было увидеть, что все окна в квартире распахнуты настежь. Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное и звериное рычание. При поиске возможных причин не стоит отбрасывать причины маловероятные, необычные. УЧИМСЯ ПРИДУМЫВАТЬ СКАЗКИ ПО ОПОРАМ Сочиним сказку по элементам. Известный итальянский детский писатель Джанни Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, выделил 20 элементов сказочных историй:
в. Встреча с дарителем.
Придумай главного героя и сочини про него сказку по элементам. Для укорочения сказки можно выбрать из всех элементов только 6—8. Запиши сочиненную сказку в тетрадь. УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССОМ ТВОРЧЕСТВА Мозговой штурм. IЭТАП: Разминка — до 5 минут. Задача: Создать свободную, непринужденную обстановку. Процедура: Руководитель мозгового штурма дает группе короткие, иногда шутливые задания. Говорят те, кто хочет ответить. Примеры заданий: Если курица стоит на одной ноге и весит 2 килограмма, сколько она будет весить, если встанет на обе ноги? На лесопильном заводе за 1 минуту машина отпиливает кусок бревна. За какое время машина распилит бревно на 5 частей? Как тремя разрезами разделить голову сыра на 8 равных частей? IIЭТАП: Генерирование идей — 10 минут. Задача: Предложить и зафиксировать за короткий промежуток времени как можно больше идей о решении проблемной ситуации. Процедура: Описывается проблемная ситуация. Критика идей запрещена. Руководитель предлагает высказываться либо тем, кто хочет (по поднятию руки), либо всем по порядку. Все высказывания фиксируются либо на магнитофоне, либо записываются на классной доске или бумаге. В качестве задания лучше всего использовать проблемные ситуации с несколькими альтернативными вариантами решения. Примеры проблемных ситуаций: Как измерить высоту пещеры, до свода которой не доходит даже свет фонарика, а вскарабкаться по стене невозможно? (Нужен простейший способ, причем вес «прибора» должен быть близок к нулю.) Как измерить высоту египетской пирамиды? Это могли сделать и древние греки почти 600 лет до нашей эры. Служащие в новом здании фирмы стали все чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик: долгое томмительное ожидание, нарастающее раздражение... Перед руководством фирмы встала проблема — либо увеличить число лифтов, либо заменить лифты на скоростные. Но все это слишком дорого. Как разрешить эту проблему простыми средствами? III ЭТАП: Систематизация, оценка и отбор лучших идей. Задача: Выбрать лучшие идеи в соответствии с заданными руководителем критериями. Процедура: Руководитель объявляет один или несколько критериев. Далее все идеи ранжируются в соответствии с этими критериями. Чаще всего достаточно выбрать 5 самых удачных идей. Можно также оценить все идеи в соответствии с критериями по пяти- или десятибалльной шкале.
Игры и упражнения для развития творческого мышления и воображения
Назови лишнее слово.
Игра «Музыка». Родители и дети слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить озаглавить рисунок. Упражнение «Незаконченный рисунок». Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя. Игра «Рифмоплет». Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково ( палка – галка), сочиняют двустишья на заданные рифмы. Игра «Изобретатель» предлагается придумать: - несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве; - необычные способы использования обычных предметов. «Хорошо-плохо» - вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть. «Нестандартные задачки» - пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки. Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать? «Что будет, если…» - предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее. Упражнение «Учимся превращать слова». Преврати одно слово в другое, например, слово бант в косу. Это можно сделать за 5 этапов. Правила: на каждом этапе разрешается менять только одну букву. Буквы нельзя переставлять местами. Подбирать слова можно только из слов русского языка. пример: бант — коса БАНТ –РАНТ- РАНА- РАСА –РОСА- КОСА Слова: суп — рак роза — ваза рыба — сеть перо — тушь волк — нора бег — шаг море — суша мост — река миг — век шар — куб |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.