- Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,-
- это источник любви к Родине...
- Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и
- в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. В. Сухомлинский.
-
- Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры не
- потеряло своего значения и в настоящее время. Вот и мы с вами давайте не оставим
- этого без внимания и привьём любовь к русской народной культуре уже сейчас
- в дошкольном возрасте. Использование различных жанров детского фольклора
- способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Чем раньше мы начинаем
- вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
- Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические, нравственные чувства, развивать духовность. Красота нужна всем,
- но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству
- своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.
-
Многие родители могут задуматься над тем, для чего детям в дошкольном возрасте
-
нужно знакомиться с различными видами народных ремесел, принимать участие в уроках декоративного рисования, создавать творческие работы в стиле той или иной росписи. Действительно, в наше прогрессивное время ребятам приходится изучать очень многое с самого раннего возраста, однако культура родной страны не должна теряться в массиве основной информации. У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение, русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов –авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Как не вспомнить слова пушкинской Татьяны: «Мне скучно, поговорим о старине». Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, -сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину –такой, какая она есть...«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных
-
обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с егостороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой –богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком.
-
Всем известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Помогите детям почувствовать духовную жизнь русского народа. Это позволит им ощутить себя частью великого народа.
Народные промыслы — не просто застывшие во времени образцы искусства далекого прошлого. Это наша живая история, традиции, наследие предков, красота любимой природы. Это способ познакомить ребенка с богатейшим миром народной мудрости, смекалки и юмора, великих подвигов и повседневной жизни. В изделиях, созданных руками мастеров, нашла свое отражение тысячелетняя история Руси. Вряд ли можно представить нечто более древнее и более важное для нашей культуры, чем традиционные ремесла и народное творчество.Всем известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Помогите детям почувствовать духовную жизнь русского народа. Это позволит им ощутить себя частью великого народа. Широко используйте в воспитании фольклор (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п.). В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности —представления о добре, красоте, правде, верности и т.п.
«Скажи ласково»
А гусары-баловни — кавалеры наши.
- Уважаемые родители! Материал для рассказа детям может быть следующим:
Спойте с детьми р.н. песни «Ах, улица», «Во поле берёза стояла», «Калинка-малинка».
-
Расскажите детям об истории и жизни русского народа, о народных праздниках, играх и промыслах.Уже в среднем дошкольном возрасте необходимо прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.Эти игры помогут закрепить полученные знания: «Один – много»
Не одна ложка, а много... (ложек). Не один павлин, а много...
(павлинов). Не один барыня, а много... (барынь). Не один поднос, а много... (подносов). Не одна свистулька, а много... (свистулек) и т.д.
Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка,
лошадь – лошадка, игрушка – игрушечка и т. д.
«Из чего сделаны – какие…» (согласование прилагательных с существительными)
Из фарфора – фарфоровые, из керамики – керамические, из резины - резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из
глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты –
берестяные.
Отгадать и выучить загадку.
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка. (Матрешка)
Прочитать «Игрушкины частушки».
Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные, хохотушки вятские —
Щеголихи слободские, кумушки посадские.
Дымковские барышни всех на свете краше,
На просторах России из века в век горят и согревают людей своим теплом уникальные очаги народного искусства, хранящие традиции древних культур. В народных промыслах, в песенном творчестве, в приметах языка и быта обитает душа русского народа. Живёт она в самых разных видах искусства, выражает себя в глине и дереве, ткацком волокне и металле, в сказках и песнях, в традициях и праздниках. У каждого промысла своя история возникновения, свой путь развития, свои традиции. Их истоки – в местной культуре.
Уважаемые родители! В ходе изучения данной темы рекомендуем Вам:
Закрепите знания о народных промыслах: Дымкове, Гжели, Городце, Жостове, Хохломе;
Познакомьте детей с русскими народными песнями, частушками, прибаутками, запевками и т.д.
Расскажите детям об устном народном творчестве – о сказках, потешках, небылицах, считалках.
Расскажите детям о народных музыкальных инструментах (балалайка, ложки, гусли);
Расскажите детям о народных традициях и праздниках русского народа.
-
Рассмотрите с ребенком картинки и иллюстрации в книгах с изображением жизни русского народа.
-
Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали:
Составьте рассказ по пословицам и поговоркам;
Отгадайте и составьте загадки о предметах быта, народных приметах, природных явлениях;
Перескажите русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» по ролям;
Устройте викторину по русским народным сказкам.
-
Заучите с детьми:
Заклички: «Приходи, Весна!», «Жаворонки».
Песенки- потешки: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру…», «Ласточка-ласточка».
-
Поиграйте в словесные игры:
«Кто больше найдёт небылиц» (по произведениям, содержащим небылицы. Например, «Путаница», «Радость» К. Чуковского); «Шутка» В. Александровой;
«Подбери слово»;
«Скажи по-другому»;
«Наоборот»;
«Назови ласково».
-
Обыграйте следующие ситуации:
«У бабушке в деревне»;
«Мы встречаем гостей» - угощение блинами;
Игры-путешествия в прошлое предметов.
-
Почитайте с детьми:
Русский фольклор: «Николенька-гусачок…», «Как у бабушки козёл», «Грачи- киричи», «Ласточка-ласточка…», «По дубочку постучишь».
Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Морозко».
-
Математические игровые задания с использованием стихов, потешек и загадок.
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята –
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз – котёнок самый белый,
Два – котёнок самый смелый,
Три – котёнок самый умный,
А четыре – самый шумный.
Пять – похож на Три и Два –
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
(С. Михалков «Котята»)
Задание: Вы называете ребёнку цвет котёнка, ребёнок -порядковый номер, а потом наоборот.
Три большие галки
Шли домой с рыбалки.
В сумке каждая из них
Пять сельдей несла больших.
Сельди засолили,
Сосчитать забыли.
(Е. Кан, Сосчитай)
-
Для закрепления полученного материала, проведите с детьми ряд занятий:
Рисование по мотивам дымковской росписи: «Дымковский конь» или «Водоноски-франтихи».
Рисование по мотивам росписи «Гжель»: «Поднос», «Кувшин».
Лепка: «Тарелка с узором» или «Ваза для фруктов».
Аппликация: «Укрась Дуне сарафан».
Конструирование из бумаги: «Скамья» (лавка), «Стол», «Печка», «Изба».
-
Найдите и рассмотрите репродукции картин художников: А. Кучумов «Весна», И. Левитан «Весна. Большая вода», Б. Кустодиев «Масленица», А. Саврасов «Грачи прилетели», А. Васнецов «Родина», «Стрелецкая слобода», «Старая Москва».
-
Послушайте вместе с детьми произведения П.И. Чайковского «Русская песня», «Танец пастушков»; р.н. песню «Вдоль по Питерской».
-
Двигательная активность:
Совершенствовать броски мяча двумя руками и закреплять навыки владения им- перебрасывание мяча через сетку. Упражнять в беге с ускорением. П/и:» Охотники и утки».
Отрабатывать прыжки ноги врозь-И/у.» мяч о стену» (после отскока о пол перепрыгнуть его ноги врозь. П/и «Затейники.».