Сайт ясельной группы: «Цыплята»

Рекомендации для родителей по теме 4-й недели июля " Опыты и эксперименты".

20 - 24 июля

9438a038bc763621a0b954b1fca06a77.jpg

В каждом маленьком ребенке

И мальчишке и девчонке

Есть по двести грамм вопросов

«Что?», «Зачем?» и «Почему?»!

Надо всё ему измерить,

И на опыте проверить.

Пересыпать и понюхать,

Чтоб узнать все «Потому»!

То, что в жизни неизвестно - это очень интересно,

На весах предметы взвесить

Или в воду погрузить!

Шарик воздухом наполнить,

И магнита свойства вспомнить,

Сделать опыт, догадаться,

И ответом удивить!

Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Люди, животные, растения, техника, явления природы, законы физики и химии, география - все это становится предметом изучения и наблюдения.Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. 

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж.Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить, свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Не требует особого  доказательства, связь экспериментирования с формированием элементарныхматематических представлений. Во время проведения опыта постоянновозникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять формуи размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальнуюзначимость и способствует их осознанию. 

Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста.

У детей средней группы (4 – 5 лет) появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.

 А можно предоставить им возможности проверить всё на собственном опыте.Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «При каких условиях это происходит?», «Что будет, если… ?», «Как поведёт себя объект, когда… ?» С детьми 4–5 лет экспериментирование приобретает черты исследований взрослых: воспитанники учатся самостоятельно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, которые будут проверяться в опытах. Дети знакомятся с элементарными научными представлениями и становятся увереннее в практических действиях.

 Понедельник: Игра – экспериментирование «Воздух работает».

1806b745134757031df632f55be8a3e0.jpg

Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) 

Воздух, это газ. Ребенку предлагается посмотреть на комнату. Что вы видите? (игрушки, столы, и т.д.) А ещё в комнате много воздуха, на его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Предложить  посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст) . Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим изего воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха) . Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза), Воздух,  это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха.Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист) . Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает?

Делаем вывод: воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать.

Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан) . Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан) . Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан. Делаем вывод: воздух занимает место.

Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки) , да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась) . Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом) . А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается) . А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух) .

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.

 Вторник:«Послушный ветерок»

8bdaa4fb99f8d499542dd64368e8b9a6.jpg

Цель: познакомить с разной силой потока ветра, развивать смекалку наблюдательность.

Загадка.

Хоть бескрылый, а летает,

 Безголосый, а свистит,

 Хоть безрукий, но бывает

 Груши с веток обивает,

 Сосны с корнем вырывает,

 Так, порою, он сердит!

 Только что он был везде,

 Миг – и нет его нигде!

 Как измерить силу ветра?. Как ветер работает?  Почему ветер дует? Урок  Почему ветер поет? Ловим ветер! 

Загадайте ребенку загадку: летит, но не птица, воет, но не зверь. Что это? Конечно же, ветер! :)

Сам воздух мы, естественно, не увидим, но мы заметим его «течение».Для этого надо всего лишь взять зажженную свечку и поднести к щели у двери.Дверь должна быть между холодным и теплым помещением.Например, разогретой после душа ванной комнатой и прохладным коридором.Есть у вас такие двери? У нас получилось не с первого раза:)Если поднести свечу к щели под дверью – пламя будет отклоняться в сторону теплого помещения. Если к верху двери – то в противоположную.То есть с одной стороны воздух заходит, с другой – выходит. Вот и получается ветер – именно он отклоняет пламя свечи!Теплый воздух поднимается вверх. И выходит из теплого помещения сверху двери. А на его место снизу двери заходит холодный.То же самое происходит не только с комнатами, но и с воздухом на всей планете!

Сделайте с детьми разные виды вертушек из бумаги? 

Среда: День воды"

d36fb8576e45cd15919a3c63395e5775.jpgще п

 «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…

Беседа «Значение воды в жизни человека и растений»- рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состоянии воды.

Игра- эксперимент «Что плавает-что тонет»- расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования

“ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы — не двигаются (Вода обладает склеивающим действием).
“ Чем пахнет вода”. Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены).
“Сравнить вязкость воды и варенья”. (Варенье более вязкое, чем вода)
“Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено)
“Испаряется ли вода?”. Наливаем в тарелку воду, подогреваем на пламени. Воды на тарелке не стало. (Вода в тарелке испарится, превратится в газ; при нагревании жидкость превратится в газ)
“ Куда делись чернила? Превращение”. В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. ( Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя)
“Делаем облако”. Наливаем в банку горячей воды 3см, на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.

Четверг:" День мыльных пузырей".

e297cec44da7f16d2e3d732c6208939e.jpg

 Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?»

Попробуйте сделать из жидкого мыла воздушные пузыри.

Пузыри, чтоб получить,

Надо чудо совершить:

Надо взять немного мыла

И в водичке растворить.

Все размылить, размешать

И немного подождать!

 А для того, чтобы совершить чудо, нам надо самим превратиться в добрых волшебников, необходимо срочно раздобыть волшебные палочки. Но где же нам их взять? Вот что послужит нам волшебными палочками – палочки для коктейля. С их помощью можно тоже творить волшебство.

Как ты думаешь, что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри? (выдуть через трубочки). Возьми трубочки и покажи, как ты будешь дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя. Возьмите трубочки и подуйте в неё, опустив в воду с мылом.

Дунем в трубочки скорей,

Будет много пузырей.

(Дети делают пузыри сами).

 Что случилось с мылом в воде? Откуда взялись пузыри?Мыло в воде растворилось. Пузыри мы выдули из мыльной пены.

с делаем  вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

 Какие пузыри у вас получились? (большие, маленькие, прозрачные).А мы ведь волшебники и можем пузыри сделать разноцветными. Что нужно сделать для этого? (ответы детей, добавить гуашь). Выберите гуашь своего любимого цвета и растворите в воде. Подуем в трубочки и посмотрим, какими стали пузыри? (цветными).

Ребенок дует в трубочки цветные пузыри.

Полетели пузыри

Легкие, как мотыльки,

С ними можно поиграть,

Половить и полетать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не пытайтесь их поймать!

Чуть дотронетесь рукой,

Хлоп!... И пусто над тобой!

 А сейчас давайте перельем мыльную воду в тарелку и подуем в трубочку. Когда много мыльных пузырей, что получается? (пена). Посмотрите, как пузырьки держатся друг за друга, какие они дружные. А мы с вами дружные? (ДА!). Мыльные пузыри умеют рисовать, для этого надуйте цветные пузыри, возьмите лист картона и приложите его к пузырям и вы увидите, какой красивый получится рисунок.

Листик сверху приложите,

Что получится, скажите?

 Пузыри наши появились на бумаге. А е пузыри любят играть в превращалки. Опускаясь в лесу, они превращаются в животных и птиц, опускаясь в воду – в рыб и морских животных, оказавшись на полянке – в цветы и насекомых. Давайте пофантазируем. Закроем глазки и представим, что можно дорисовать нашим пузырям. Мы начинаем колдовать, в чудеса все превращать

Дети дорисовывают детали изображения, фантазируют на что похожи отпечатки пузырей. Детьми используется материал по желанию. Одновременно задаются вопросы-провокаторы: Кто бывает зеленым… У кого такие ушки…Как ты думаешь, чей это хвостик.  Посмотрите, какие волшебные рисунки у нас получились! Спасибо Шарик, что пригласил нас в чудную мыльную страну! Вот видите, какие фантазии живут в капельке воды и мыла.

Пятница: "День песка" 

57c1a2d27c813836809b223705ad1798.jpg

Рассмотреть форму песчинок.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

 «Песчаный конус»

Задачи:Установить свойства песка.

Материалы. Сухой песок.

Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Итог. Песок может двигаться.

 «Рассеянный песок»

Задачи:Установить свойство рассеянного песка.

Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

«Своды и тоннели»

Задачи:Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Материалы. Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

Процесс. Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.

Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.

 «Мокрый песок»

Задачи:Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.