Сайт ясельной группы: «Цыплята»

Рекомендации для родителей по теме третьей недели июля. Тема: Вот мы какие"

13 - 17 июля

Увааемые родители! Сегодня наши рекомендации посвящены теме третьей недели июля «Вот мы какие"

Уделяйте пожалуйста,достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу.

Благодаря вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут и т.п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.
Четырехлетний ребенок часто задает вопрос: «Почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.
Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», — не вводя понятие статического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию. Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так это что, все будет вниз падать, если его отпустить?».
Внимательно выслушивайте все рассуждения и не торопитесь вносить в них свои корректив. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.
У некоторых детей негромкая речь «для себя» — так называемое «приборматывание» по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Она помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры — например, замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т.п. Игра в бытовую ситуацию — поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи — воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.
Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.
В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие герои.

Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды, перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в «волшебный мир». Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четырехлетка — жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно есть, хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового партнера.
Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому, и только «с глазу на глаз», а не при всех.
Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:
Дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие
Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети.
Характер исполнения роли также определяется детьми: «Ты будешь дочка. Ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!». Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им свои сюжеты. Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, «пещерки».

Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и «пикники». Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите «экскурсии» в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п.

После четырех с половиной лет многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.

Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом, «пожадничал», он должен сам понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте  его жадным

Понедельник : " Мир хлеба"

2e257cf9955d0598f5415b71b3ac9c0e.jpg

Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях –
Попадёт на стол в хлебах.
Сушки, плюшки и батон –
Хлеб приходит в каждый дом…

Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Но испокон веков хлеб не был простой едой. Хлебом  — солью встречали дорогих гостей. За хлеб бились насмерть с врагом. Хлебом, как именем матери и Родиной, клялись. Это слово  мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья.

 Загадки о хлебе. 

Отгадать легко и быстро:

мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

а бывает подгорелый. (Хлеб)

На соломинке — дом сто ребяток в нем.  (Колосок)

Корабль-великан не по морю плывет.

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет — урожай соберет». (Комбайн)

Мнут и катают, В печи закаляют, Потом за столом Режут ножом. (Хлеб)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья». (Зерно)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном.

Стены позолочены. Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом» (Колосок)

Кольцо не простое, Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье…

Ну и объеденье!  (Баранка или бублик)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (Трактор)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,  Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами. За что меня так губят? За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, —

Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Вот он – Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол.

Он пожаловал – пришёл. В нем– Здоровье, наша сила, В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)

В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог)

1772c107cf1fe1649a82bbdc933b5082.jpg

 Чтение стихотворения

«Хлеб» автор:  Ольга Стратонович

Прожить не трудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо, если хлеба нет

В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.

От древности доныне

Средь блюд различных хлеб стоит

В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.

Веками бились люди,

Пока не стал таким наш хлеб,

Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе

У римлян и у грека,

В войну, в годину лютых бед,

Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей —

Врачей, солдат, рабочих.

И этот дар земли своей

Должны беречь мы очень!

Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тыс. лет. Правда в давние времена хлеб мало напоминал нынешний и представлял собой плотные поджаренные куски зерновой массы.5 -6 тыс. лет назад в Древнем Египте произошло как бы второе рождение хлеба.Там научились разрыхлять тесто способом брожения. Искусство приготовления «кислого хлеба» от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых  мастера выпекали разнообразные сорта хлеба. На Руси секретом приготовления дрожжевого теста владели с незапамятных времен, и хлеб пекли практически в каждом доме. Несколько веков назад возникла специализация хлебных дел  мастеров: появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, калачники. Со временем возникают другие блюда с  использованием муки.

Пословицы о хлебе

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

— Хлеб – всему голова

— Хлеб – наше богатство

— Без хлеба нет обеда

— Будет хлеб – будет обед

— Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай

— Хлеба ни куска – в горнице тоска

— Хлеб – всей жизни голова

— Хлеб – батюшка, вода – матушка

— Густые хлеба в поле – будет и на столе хлеба вволю

— Не трудиться – хлеба не добиться

— Без труда хлеб не родится никогда

— Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест

— Без золота проживешь, а без хлеба – нет

— Хлеб в пути не тягость

— Пот на спине – так и хлеб на столе

— Жнут летней порой, а жуют холодной зимой 

— Хлеб с солью не бранится

— Хлеб сердце человеку укрепит

— Ржаной хлебушко – калачу дедушка

— Каша – мать наша, а хлеб – кормилец

— Хлеб на стол, так и стол – престол; а хлеба ни куска, и стол – доска

—  Оторванный ломоть к хлебу не приставишь

— Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь

— Покуда есть хлеб да вода, все не беда

— Хлеба нет – корочка в честь

Не напрасно народ с давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет Самой первой святыней.

Золотые слова забывать мы не вправе:

«Хлеб всему голова!» — В поле, в доме, в державе!

Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)

Откуда хлеб пришел? — Из магазина.

А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.

Из чего? — Из муки.

Из чего мука? — Из зерна.

Откуда зерно? — Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? — Выросла в поле.

Кто ее посеял? — Колхозники.

Упражнение «Назови форму» - на какую из геометрических форм похожи хлебобулочные изделия?

Хлеб, батон, каравай, пироги др. (овал, прямоугольник, круг).

Вторник:"Мир игрушек"

К 4-4,5 годам заканчивается сензитивный период освоения движения и действия. Что это значит? Именно к этому возрасту малыш уже может контролировать каждое свое движение. Ребенок умеет владеть своим телом как взрослый.  Посоревноваться в ловкости можно взяв с собой на улицу развивающую игрушку «Кольца для метания». Эта развивающая игрушка научит Вашего ребенка счету (в наборе 5 колец и 5 колышек) и меткости. Благодаря согласованным действиям рук и глаз движения ребенка станут более совершенными и точными. К 4—5-ти годам живейший интерес у ребенка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребенок начинает придумывать с ними различные варианты игр.

Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть доступными все виды игрушек: и куклы, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки.Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки — кукол, и все, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы,которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

adbc37b64b0b1ded9438df76a54d1d2a.jpg

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

 Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

ПЯТЬ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ ИГР И ИГРУШЕК

Совет первый. Не берите детей дошкольного возраста с собой в современные игрушечные супермаркеты и на игрушечные ярмарки. Выбор игрушки — серьезное, взрослое дело, которое требует времени и знаний. Необходимо учитывать особенности характера и здоровья, способности и предпочтения ребенка, а также уклад жизни вашей семьи: просторная ли квартира, здоровы ли все домочадцы, какое покрытие на полу и т. д. Капризы уставшего малыша не будут способствовать принятию правильного решения.

Совет второй. Обратитесь в детский сад, который посещает ваш ребенок, за бесплатной консультацией. В дошкольных учреждениях работают профессиональные педагоги, психологи и методисты. При отсутствии у вас достаточных знаний о собственном ребенке и о психолого-педагогических критериях оценки игр и игрушек, весьма вероятно, эти специалисты помогут вам. Они протестируют ребенка по известным классическим тестам, чтобы подсказать вам, какие особенности психического развития необходимо учитывать. Детям, посещающим дошкольные учреждения, специалисты дадут рекомендации на основании собственных наблюдений. Узнайте, в какие игры и как играет ваш ребенок в своей группе. Купив аналогичную игру,вы решите сразу две дополнительные задачи: с большой вероятностью вы приобретете правильную, полезную для развития игрушку. Кроме того, ваш ребенок будет с самого начала знать, как играть в эту игру, да и вас научит. Как ни странно, одинаковые игрушки в детском саду и дома делают для ребенка посещение дошкольного учреждения более привлекательным, особенно в раннем возрасте.

Совет третий. В большинстве крупных городов есть магазины развивающих игр. Главным отличием таких магазинов является работа с покупателями консультанта, который, как правило, имеет квалификацию педагога или детского психолога. Следует обратить внимание на ассортимент — отсутствие героев западных блокбастеров для детей, аляповатых электронных игрушек, орущих с китайским акцентом зверей или кукол, наконец, очень ограниченный арсенал или даже полное отсутствие оружия — признаки правильного магазина детских игрушек. А что же должно быть на полках? Конструкторы и строительные материалы, настольно-печатные игры, наборы для творчества, головоломки, спортивные игры и наборы, оборудование для ролевых игр (кухни, парикмахерские, мастерские, наборы доктора, дидактические пособия для знакомства с окружающим миром, кубики, лото, домино, мозаики, продукция для игр с песком и водой, персонажи для театрализованной деятельности и ширмы к ним, игровые домики, горки, машинки и дополняющие их гаражи, знаки, эстакады, куклы и кукольное хозяйство (не обязательно формата Барби).

Желательно, чтобы в ассортименте были представлены изделия народных промыслов. Это далеко не полный перечень — к тому же в нем не учтены половозрастные особенности, сезонность игровой активности и уличное игровое и спортивное оборудование. И мы говорим о дошкольном возрасте, поэтому электронная игрушка и компьютеры с программным обеспечением к ним не упомянуты. Еще одна отличительная особенность магазина развивающих игр — наличие методических описаний к играм. Не просто инструкций — они тоже нужны, чтобы правильно собрать игрушку или разобраться с правилами игры, — а именно описание, что и как развивает у детей данная игра.

Совет четвертый. Запомните несколько принципов отбора игрушек для вашего ребенка.

1. Безопасность игрушки.

1.1. О безопасности игрушки свидетельствуют наличие сертификата РОСТЕСТа. В любом случае игрушка не должна иметь явных механических или химических признаков опасности для здоровья ребенка.

1.2. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.

1.3. В игрушке или в ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка.

1.4. Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.

1.5. Игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.

2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребенка.

3. Привлекательность игрушки для ребенка.

4. Возможность использования игрушки для развития способностей ребенка (познавательное развитие, физическое совершенствование, художественно-эстетическое развитие и духовно-нравственное воспитание).

5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в ее конструкции, логике игры и в их описании.

Сегодня в детских магазинах огромный выбор самых разнообразных игрушек. Взрослым, желающим порадовать своего ребенка, часто трудно определить, какую из них следует купить. Прежде чем приобретать очередной подарок своему малышу, родители должны подумать, соответствует ли игрушка его возрасту и способностям? Сможет ли она заинтересовать ребенка, поднять ему настроение? Чему может его научить? Не станет ли стимулом для развития агрессивности и жестокости?

Часто при принятии решения приобрести ту или иную игрушку интересы взрослого и ребенка не совпадают. Взрослых привлекают внешняя красота, сложность строения, описанное в аннотации развивающее значение. У малыша другие приоритеты — он может захотеть определенную игрушку потому, что видел подобную на детской площадке у других детей или она похожа на его любимый сказочный персонаж или героя мультфильма.

Каковы же критерии хорошей игрушки? Прежде всего она должна вызывать желание играть с ней, говоря словами специалистов, стимулировать детскую активность, то есть быть такой, чтобы ребенок мог разбирать и собирать ее, передвигать различные части, возить, извлекать звуки, «укладывать спать», «кормить». Второе свойство хорошей игрушки — она должна быть простой по функции и понятной для ребенка по назначению. Такие популярные во всех поколениях игрушки, как мячи, каталки, куклы, кубики, машинки, именно благодаря своей простоте позволяют играть в разнообразные игры с ними и не могут наскучить ребенку.

Еще одно отличительное свойство хорошей игрушки — поощрение ребенка к самостоятельности. Покупая игрушку, обратите внимание, предусмотрена ли в ее конструкции возможность самостоятельного действия малыша с ней. Например, если в заводной игрушке очень тугой замок или в нем слишком маленькая скважина, то ребенок не сможет самостоятельно завести игрушку или вставить ключ без помощи взрослого. В таком случае самостоятельная игра становится невозможной. То же касается огромных львов, мишек и других крупномасштабных мягких игрушек. Играть с ними малышу неудобно, они могут служить только украшением детской комнаты.

Среди множества игрушек есть и безусловно вредные для растущего человечка. Это так называемые «страшилки» — монстры, чудовища и др. Они небезопасны для формирования характера ребенка: он перенимает их образ и может вырасти злобным и агрессивным, так как ранние впечатления надолго остаются в памяти. Кроме того, у детей существует множество своих детских страхов — зачем же добавлять новые?

Однако не забывайте, что любая игра или игрушка приобретает особую ценность, когда ребенок играет в нее с мамой или папой. Никакая, даже самая дорогая и самая «развивающая» игра не дадут Вашему ребенку такого ценного жизненного опыта, как игра с мамой в изготовленные совместно с ребенком игрушки.

Среда: "Мир формы фигур"

45cf63f84edb5738b86ba9f41f7fde08.jpg

Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.

Чтобы знать,  как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления и, далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию.

 Дети 3-4 лет начинают отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их форму. Называя фигуры, говорят: «Треугольник – как крыша», «Платочек – как квадрат».

Дети обследуют фигуры осязательно-двигательным путем, стараясь провести рукой по контуру. Накладывая одну фигуру на другую, ребенок познает их отличия либо сходство. Постепенно начинают выделять основ­ные структурные элементы, сначала – стороны, затем – углы. Однако зрительное восприятие ребенка остается беглым, его взгляд не сосредотачивается на контуре или плоскости. В силу этого дети часто путают похожие фигуры: круг и овал, квадрат и прямоугольник.

Сравнивая модели фигур, дети накладывают (прикладывают) их по сторонам, граням, пытаясь выявить сходства или различия. Также дети составляют целое (картинки, силуэты) из частей, определяют количество этих частей, их размеры и формы; рассказывают, что получилось, и называют картинки. Группируя геометрические фигуры, дети выделяют все круг­лые и не круглые; те, что могут и не могут катиться, с уголками и без; те, из которых можно собрать башенку (построить дорожку), и те, из которых нельзя и т. д.Дети начинают понимать логические задачи на продолжение ряда, нахождение пропущенной фигуры в ряду и другие. 

 Детей 4-5 лет интересует многообразие форм в окружающем нас материальном мире. Они выделяют в предмете то, что в нем является показателем и характеризуется в логике словами «свойство» или «признак». Для этого они пользуются сравнением, обследованием, изменением, перекладыванием, воссозданием и т. д.

В множество познаваемых фигур включаются овалы, призмы, четырехугольники, в том числе и невыпуклые. Представление о четырехугольнике (как обобщение) складывается на основе сенсорного обследования, сосчитывания и измерения длин сторон, определения углов и вершин.

Находят общее и отличное внутри группы треугольных, четырехугольных, округлых и других фигур. Дети убежда­ются в том, что модели разных геометрических фигур можно со­здать из одного и того же количества палочек. Составляют узоры из геометрических фигур.

В этом возрасте дети учатся отвечать на вопрос «Что образует геометрическую фигуру?» Пытаются разобраться в прямых, кривых, ломаных линиях; «увидеть» их в предметах, а затем – и в геометрических формах.

Педагогически целесообразно уже в младшем дошкольном возрасте совместно с детьми выделять (называть, показывать) геометрические фигуры (эталоны) как таковые и находить им подобные предметы в окружающем мире: «Вот – круг, а это – круглое блюдце, круглое кольцо, обруч».

Как известно из теории сенсорного воспитания, это наиболее эффективный путь познания свойств предметов. Необходимо создать для детей среду, в которой геометрические фигуры и силуэты, из них воссозданные, привлекали бы ребенка к практической деятельности, а иногда и просто к рассматриванию, обведению рукой. Поэтому согласно ФГОС ДО образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами.

 Для восприятия формы предметов и геометрических фигур образовательное пространство должно быть оснащено наглядными пособиями, игрушками, где дети смогут манипулировать разнообразными геометрическими фигурами, составлять «картинки» на плоскости, сооружать постройки из строительного материала, создавать конструкции из модулей и т.д. детей учить различать и правильно называть геометрические фигуры круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой. На первом занятии первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий. Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами. В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т.п.).

У детей 4-5 лет нужно, прежде всего, закрепить умение различать и правильно называть изученные ранее фигуры. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах.

Так для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном используется три группы дидактических игр и упражнений:

– на усвоение особенностей геометрических фигур. Например, «Назови геометрическую фигуру», «Домино фигур», «Угадай, что это?», «Чудесный мешочек»;

– сопоставление формы предметов с геометрическими образцами. Например, «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке», «Геометрическое лото», «Найди то, что я тебе покажу», «Магазин», «Поручения»;

– анализ сложной формы: «Выкладывание орнамента», «Из каких фигур состоит предмет», «Разрезанные картинки», «Склеим чайник», «Составь целое из частей», «Изменилось ли?».

Продемонстрируем некоторые приемы работы с математическими пособиями на освоение форм предметов и геометрических фигур с детьми младшего и среднего возраста.

Одно из пособий – «В стране геометрических фигур», которое представляет собой вырезанные из пористой глины, универсальных салфеток или других подручных материалов фигурки геометрических фигур (круг, овал, полуовал, квадрат, прямоугольник, треугольник) желательно разного цвета и размера

С ним могут заниматься дети любого возраста, нужно лишь подбирать дидактические игры, соответствующие возрасту ребенка. Давайте рассмотрим игры, которые можно организовать с детьми с помощью данного пособия. Так, с младшими дошкольниками можно провести игры:

– «Собери красивые бусы» – по желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определенной последовательности собирая тем самым бусы.

– «Какая форма» – воспитатель показывает детям фигуру (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) белого цвета, они называют ее и выкладывают на столе все фигуры такой формы.

– «Геометрические коврики», «Заплатки» – детям даются коврики (салфетки) в которых имеются прорези в виде геометрических фигур. Задача детей – заполнить прорези подходящими по форме и цвету фигурами.

 Для детей среднего дошкольного возраста будут интересны такие игры:

– «Выложи предмет» – ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок), затем солнышко и т.д. В последующем можно выложить целую «картину».

– «Составь картинку» – детям даются картинки с контурами фигур, они заполняют пустые места подходящими по форме фигурами.

«Геометрическое лото» – дети сравнивают форму изображенного на рисунке предмета с геометрической фигурой и подбирают предметы по геометрическому образцу.

Данное пособие позволяет подобрать большое количество игр, направленных на освоение форм предметов и геометрических фигур. Для каждой возрастной группы игры подбираются в зависимости от возрастных особенностей.

 Следующее пособие – математический планшет «Геометрик» представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем «гвоздиками», на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разноцветные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные несимметричные узоры.

Еще одно пособие «Палочки-выручалочки» представляет собой набор палочек (от эскимо), на концах которых прикреплены рисунки геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) белого, красного, желтого, зеленого и синего цвета. С данным пособием можно проводить игры и задания на знакомство с геометрическими фигурами, цветом, на развитие мелкой моторики, воображения.

Дети младшего дошкольного возраста могут строить длинные цепочки, соединяя палочки одинаковыми концами. А также выстраивать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник), соединяя одинаковые концы палочек.

Для средних дошкольников задания усложняются. Дети играют в игру с палочками по принципу «Домино», разделившись попарно на команды. Также могут выстраивать из палочек геометрические фигуры (многоугольники). Или же соотносить форму двух, расположенных друг против друга игрушек, выкладывая между ними палочку, геометрические фигуры, на конце которой будут соответствовать форме игрушек.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

– освоение детьми форм предметов и геометрических фигур осуществляется в повседневной жизни, путем естественного для дошкольников вида деятельности – игре, а также на занятиях;

– в младшем дошкольном возрасте в процессе игр и активной деятельности с предметами воспитатель развивает у детей представления об их форме: использует игрушки, имеющие ярко выраженную форму (кубики, шарики); побуждает различать предметы по форме не только зрительным путем, но и осязательно-двигательным; сравнивать их способом приложения и наложения;

– в среднем дошкольном возрасте ознакомление с фигурами проводится на основе сопоставления их с уже знакомыми фигурами; дети учатся различать фигуры с помощью тактильно-двигательного и зрительного анализаторов, включая такие действия: показ фигуры, обследование с помощью практических действий, сравнение;

– методика формирования геометрических знаний у старших дошкольников не изменяется, но обследование становится более детальным и подробным;

– во всех образовательных группах должен использоваться деятельный подход, где дети самостоятельно добывают новые знания путем анализа, сравнения;

– одним из важных методических принципов изучения форм предметов и геометрических фигур является связь с продуктивной деятельностью (рисованием, лепкой, ручным трудом).

Четверг: " Мир правил"

«НАША БЕЗОПАСНОСТЬ» Цель: не потерять контакт со своими малышами; сохранить эмоциональные связь с детьми - ребёнку будет приятно поиграть в игру, рассказать сказку, сделать поделку, которую предлагает воспитатель, и когда он вернется в садик, то увидит хорошо знакомого и привычного человека; облегчить положение родителей.

 Самоизоляция  продолжается, фантазия напрягается. По детям скучаем, но надежды не теряем. С пользой время проведём- скоро в садик мы пойдём! 

Дидактическая игра «ОПАСНО – НЕОПАСНО» Цель: формирование у детей культуры безопасного поведения дома, на улице. Задачи: продолжать формировать представления детей о правилах поведения дома и в детском саду. Познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице и в окружающем мире. Объяснить правила общения с животными.

Безопасность детей в картинках Дети хорошо воспринимают визуальную информацию, поэтому эффективным способом объяснить ребенку меры безопасности являются картинки. Вы можете в игровой форме предложить ребенку ответить, что изображено на картинке и объяснить в чем суть изображенных опасных ситуаций- действие и следствие. Привлеките к этому процессу старших детей (школьников), им придётся по душе роль воспитателя. Разрежьте карточки, отберите несколько (3-4) самых простых для понимания вашего ребёнка. 

 Двор - самое знакомое для ребенка место на улице. Поговорите с ним о том, что он видит, гуляя во дворе, и предложите создать панно. Листая иллюстрированные журналы, найдите картинки, где изображены предметы и люди, напоминающие ему двор. Это могут быть дети - маленькие в колясках и постарше, бабушки и дедушки, а также деревья, цветы, велосипеды, собаки, кошки, песочница и т.д. Вырежьте эти картинки, и пусть ребенок наклеит их на лист бумаги.

Изготовление панно "мой двор"Лексика

Словарь ребенка должен включать слова: Россия, Родина, Москва, столица, флаг, государство, гимн, герб, кремль, куранты, Красная плошадь; (страна) большая, дружная, сильная, добрая, независимая, непобедимая, многонациональная.

Грамматический строй «Чего много?»

 (родительный падеж множественного числа)В нашей стране много (чего?) полей.(реки, озера, народ, моря, города, дороги, леса, горы, равнины, поселки, деревни, луга)

2. «Полюбуйся!»

 (употребление творительного падежа множественного числа существительных)Мы любуемся (чем?) полем, полями.(река, озеро, площадь, улица, поляна, луг, гора, салют, лес, равнина, море, сад)

3. «Назови ласково»

 (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)Лес - лесок(ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют)

4. «СКОЛЬКО их?»

 (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):Одна река, две реки, пять рек(пруд, гора, город, столица, флаг, поле, дорога,здание, государство, памятник, фонтан, дом)

5. «Что лишнее?»

 (назови лишнее слово, объясни свой выбор) Москва,  ул. Калинина, Екатеринбург. Парк, сквер, сад, лес. Машина, улица, площадь, проспект.Река, пруд, мост, озеро. Город, дом, деревня, поселок. 

8f2ad2ab3888673346db88cef6904b5c.jpgДля осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендую родителям: прогулки по городу 

в ходе которых родители показывают пример детям по соблюдению правил дорожного движения, рассказывают о правила поведения в транспорте, на улице;чтение художественной литературы

 с целью закрепления с детьми правил дорожного движения А. Барто «Игрушки» («Грузовик», «Самолет» «Кораблик», С. Маршак «Кораблик», С. Михалков «Шла по улице машина»); 

 Учить ребенка правильно переходить дорогу  (родители должны проговаривать свои действия), рассказывать об опасностях, которые могут возникнуть на дороге.

Закрепите с детьми правила

 Нельзя стоять на краю тротуара. Учите детей переходить улицу, не торопясь, не перебегая, но достаточно быстро по «зебре», по знаку «Пешеходный переход». Показывайте детям пример выполнения правил дорожного движения на улице.

«Наша безопасность»

1.Беседа «Безопасность дома». Закрепить представления детей о некоторых опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются дома.aa72ce1d1a6a9b22cad02a04f6cc4c91.jpgУа

 1. Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться детям дома- спички, печки, электрические розетки, электроприборы.

 2. Предметы, с которыми в зависимости от возраста, детей нужно научиться правильно, обращаться - иголка, ножницы, нож. 

3. Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных местах для детей - быт. химия, лекарства, спирт. напитки, сигареты, режущие - колющие предметы 

2. Дидактическая игра 1. «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель игры: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении.предложить детям определить на картинках и выбрать те, на которых ребенок ведет себя хорошо, бережет свой организм (в дождливую погоду выходить на улицу с зонтом, заниматься спортом, питаться полезными для здоровья продуктами и т. д.) 

2 «Я потерялся…» учить правильно вести себя, если потерялся на улице. Материал: игрушка мишка. Ход игры: В гости к детям приходит Мишка и рассказывает, что он потерялся, когда был на прогулке с мамой. Дети объясняют ему, что нужно делать, если вы с мамой потеряли друг друга; к кому можно обратиться за помощью, а к кому нельзя; что делать,  если мама вошла в автобус, а ты не успел и т.д
 3.Выучить пальчиковую гимнастику: «Транспорт» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.) По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.) По дороге не беги, (Погрозили пальцем.) Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим»

«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программное содержание:

1.Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

2.Закрепление представлений о основах безопасности собственной жизнедеятельности.

3.Формировать начальные представления о здоровом образе жизни (особенностях организма человека, о рациональном питании и физической нагрузке).

405916_16.jpeg


Рекомендации родителям:

     -прочитать И. Серяков «Ученый дружок», Н. Кончаловская «Самокат», О. Бедарев «Азбука безопасности», Б. Житков «Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»;

-беседа с детьми: «О хороших манерах и этикете»;

      -ситуативные разговоры о том, как вести себя дома, если ты один;

      -наблюдение за пешеходами;

      -подборка иллюстраций транспорта к теме из газет, журналов для                        создания коллажа;

      -участие в фото - выставке «Автомобильное кресло – залог безопасного        движения»;

     -оформление альбома с фото, рисунками, рассказом ребенка о опасных        ситуациях из личного опыта;

      -чтение детям: Г.Остера «Вредные советы»;

      -просмотр фильма «Один дома», совместное обсуждение;

      -участие в конкурсе на лучший плакат «Азбука безопасности» .

Пятница " Мир математики"

89c0cd89965c29f97028fa128cd8a17c.jpg

Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена теме: «Мир  математики"

Предлагаем начать с игры «Улыбка». «Подари улыбку другу, пусть бежит она по кругу»).

Уже на первых этапах знакомства с математикой дошкольникам систематически предлагаются игровые задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из предметов (яблоко, мяч, кубик) назовите лишний.

- кубик, так как он отличается от двух других формой;

- яблоко, так как это фрукт, а остальные предметы – игрушки;

- мяч, если он синий, а яблоко и кубик – жёлтые.

Возраст от 4 до 5 получил название возраста «почемучек». Если малыши живут в непосредственно воспринимаемом мире, дети старше 4 лет способны мысленно представлять себе то, чего они никогда не видели. Дети любят слушать взрослых и задают много вопросов. Важно, чтобы знакомство детей с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных, а не изготовленных специально предметах, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе.

df0644056bb0538a7c9c2b13a79d38a6.jpg

Загадки:

1. «Что за птицы пролетают

По семёрке в каждой стае

Вереницею летят

Не воротятся назад». (Дни недели)

2. Назовите три дня подряд, не пользуясь числами и названиямидней недели (Вчера, сегодня, завтра)

3. Сколько всего дней в неделе и назовите их по порядку.

4. К вечеру умирает,

По утру оживает. (День)

5. Гляжу я в окошко

Ходит чёрная кошка. (Ночь)

6. Может ли дождь идти два дня подряд.

(Нет, их разделяет вечер, ночь и утро)

7. Назовите последовательность частей суток.

8. Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг. 

Прямоугольнику я брат, 

А зовут меня ... (квадрат).

9. Вы подумайте, скажите ... 

Только помнить вы должны: 

Стороны фигуры этой 

Противоположные равны. 

(Прямоугольник).

10. Нет углов у меня 

И похож на блюдце я, 
На тарелку и на крышку, 
На кольцо, на колесо. 
Кто же я такой, друзья? 
Назовите вы меня! (Круг) 

11.Ты на меня внимательно смотри – 
Ведь у меня всего по три.
Три стороны и три угла,
Три пика – острия.
Теперь быстрее дай ответ,
Кто же я? (Треугольник)

12. Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит – не догонишь его.

(Время)

Второе задание:

Изобразить пластикой цифру или геометрическую фигуру.

Третье задание:

Назвать пословицы и поговорки, в которых присутствуют цифры.

Четвёртое задание:

Игра « Отвечай быстро».

- Сколько пальцев у человека?

- Сколько углов у прямоугольника?

- Сколько углов у треугольника?

- Сколько углов у круга?

- Сколько огней у светофора?

- Сколько ушей у зайца?

- Сколько у тигра лап?

- Сколько лапок у птицы?

Пятое задание:

Нарисуй рисунок из геометрических фигур.

У вас на столе лежат листочки и карандаши. Слушайте и внимательно выполняйте задания:

В середине листа нарисуйте дерево;

В правом верхнем углу –  солнце;

В левом нижнем углу – ежика;

В левом верхнем углу – облако;

В правом нижнем углу – бабочку.

Шестое задание:

«Сделай по образцу».

Родителям предлагается настольная игра «Математический планшет –  Геометрик».

 Вот так вы можете поиграть с детьми. Я думаю, ваши дети будут довольны.

6. Памятки для родителей.

3b93a27d83b78e3be7274af5c238d5e9.jpg

 Приятного времяпровождения.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.